http://zagadki.claw.ru/imgsm/030-1.jpg

Готовность поверить в чудеса всегда была отличительной чертой христианства. В Туринском соборе находится плащаница Иисуса, в соборе Св. Петра в Риме — убрус Вероники, на обеих сторонах которого, согласно легенде, Иисус Христос запечатлел свой лик. Мы регулярно слышим, как то тут, то там верующим являются библейские персонажи. О видениях Девы Марии, как, например, это случилось в Гвадалупе (Мексика), Лурде (Франция) или Фатиме (Португалия), знает весь мир; сегодня толпы паломников стремятся попасть в эти святые места. Можно ли считать сообщения о подобных чудесах свидетельствами христианской веры? Или причиной служит желание придать религиозному опыту наглядный характер?

Считается, что на знаменитом убрусе Вероники из сокровищницы Ватикана запечатлен лик Иисуса.

Лурд — знаменитый объект паломничества, где в 1858 г. Богоматерь явилась Бернадетте Субиру.

Так выглядел Христос? Скульптура повторяет лик Иисуса, запечатленный на Туринской плащанице.

В XIII в. ангелы перенесли домик Девы Марии Назарета в Лорето.

Христианский мир долгое время верил, что на Туринской плащанице запечатлен лик Иисуса Христа.

В XIII в. христианские святыни в Палестине оказались под угрозой осквернения — в связи с нашествием исламских завоевателей. Это обстоятельство, похоже, серьезно беспокоило не только земных приверженцев Христа, но и небесные силы. Так, по крайней мере, рассуждал набожный христианин во времена Средневековья, и его вера была способна на многое... Рассказывают, как удрученный исламской угрозой ангел поздним вечером 10 мая 1291 г. подхватил домик Девы Марии в Назарете, где вырос Иисус, и в стремительном полете перенес его в небольшую рыбацкую деревушку Терсатто, что в пригороде Фьюма, на побережье Адриатического моря. И сегодня в Рийеке, как нынче называется Фьюм, об этом невероятном переселении напоминает церковь в городском квартале Ирсат. А ведь в свое время нашлось много таких, которые собственными глазами наблюдали это чудо.

По неизвестным причинам спустя некоторое время, — одни утверждают, что это случилось через 7 месяцев, другие указывают на 10 декабря 1294 г., — ангелы снова подхватили дом и переправили его на другой берег Адриатики. Понятно, что и у этого события нашлись многочисленные свидетели. На этот раз небесные посланцы опустили домик в Реканати в саду братьев Античи. Чудесное появление домика Богоматери вскоре стало притягивать множество паломников и, в свою очередь, разбудило алчность братьев. Дележ доходов вылился в открытую ссору. Ангелы снова подняли каменный домик и перенесли его на несколько километров в глубь страны, опустив на холм близ Лорето. Здесь он стоит и поныне.

Такова легенда. Но удалось найти археологическое подтверждение этой тайны. Прежде всего археологи выяснили, что до XIII в. на площади, где находится современная святыня, не было никакой церкви.

К началу XIV в. в город в большом количестве начали стекаться паломники из различных европейских государств. Ученые также выяснили, что к этому времени маленький домик уже стоял на холме. Более того, имеются косвенные подтверждения, показывающие, что строители уже тогда старались сохранить не особо ценное каменное строение. Их действия можно объяснить только одним обстоятельством: поклонение святыне к тому времени уже вошло в традицию. Домик не похож на типичные итальянские строения. Без сомнения, он сооружен по примеру древних палестинских жилищ. И наконец, специалисты по материалам установили, что камни и строительный раствор не итальянского происхождения, они из Святой земли. Более того, археологи почти уверены в том, что материал доставден из района Назарета.

Палестинский домик в Италии

Сегодня Лорето является одним из наиболее известных на континенте мест паломничества, связанных с именем Богоматери, а с 1920-х гг. Мадонна из Лорето считается покровительницей пилотов и аэронавтов.

Разумеется, все эти сведения мы приводим не для того, чтобы читатель поверил в «летающий» домик Марии. Вероятно, богатый пилигрим доставил морским путем из Палестины на свою родину исторические камни и раствор — с целью уберечь святыню от исламских завоевателей.

Для пылкой религиозной натуры средневекового человека силы природы были не просто божественными знаками, а свидетельствами в пользу христианской веры. Никто не сомневался, что языческие маги способны совершать чудеса, но люди ждали христианских чудес. Их роль играли артефакты, которые сами по себе служили «доказательствами» нечеловеческого происхождения.

Священный домик — далеко не единственный случай такого рода. Наибольшее распространение получили «лики» Иисуса Христа или Богородицы Девы Марии, возникшие чудесным образом при их жизни или позже. Религиозные историки называют эти лики «нерукотворными».

Вера в чудесные изображения понемногу укреплялась, начиная с IV в., и к VIII—IX вв. достигла высшей точки. Самой, пожалуй, древней легендой следует считать историю появления образа Спасителя, которая зародилась при переписке между эдесским правителем Авгарем и Иисусом Христом. Город Эдесса, ныне Урфа в Турции, со II в. до н. э. приобрел статус небольшого независимого царства, и его первым монархом (топархом) стал Авгарь V Черный (9—46 гг. до н. э.). Ему приписывают некоторые апокрифические писания, в том числе письма к Иисусу Христу. Авгарь направил Спасителю, который к тому времени уже прославился чудесами, приглашение в свою резиденцию, надеясь также исцелиться от тяжелого недуга: «У меня город, правда, довольно небольшой, но вполне достойный, и нам двоим хватит».

Иисус ответил через Ананию, что по окончании своей земной миссии пошлет Авгарю одного из учеников, который его и исцелит. По Воскресении Христа в Эдессу действительно отправился апостол Фаддей и исцелил правителя.

В IV в. появляется сирийская рукопись под названием «Учение Аддая», в которой утверждается, что посланник Анания (по-сирийски Ханан) якобы служил у Авгаря придворным художником и создал портрет Иисуса. Авгарь, по легенде, вывесил это изображение в одном из своих дворцов на почетном месте. Предположительно в 544 г. персы под предводительством Хосрова осадили Эдессу, но несмотря на подавляющее преимущество в военной силе город взять не смогли. Жители Эдессы посчитали это чудом Божьим, приписав его письму Иисуса и его изображению.

Но всего через несколько лет церковный историк Евагрий Схоластик (600 г.) уже мог написать, что осажденные жители Эдессы извлекли «Богосотворенный образ, который не смогла закончить человеческая рука, но который завершил Сам Христос Бог и послал Авгарю, так как тот очень хотел иметь его у себя». Соприкоснувшаяся с убрусом вода во время битвы вызывала негасимый огонь и принесла победу. Христианские пилигримы в течение нескольких столетий приходили в Эдессу для поклонения образу, пока в 944 г. город не откупился им от новых завоевателей — на сей раз византийцев. Перенос образа в Царь-град вылился в триумфальную процессию. Там его поместили в придворную Фаросскую церковь, разграбленную во время Четвертого крестового похода в 1204 г. Считается, что с тех пор образ находится в Ватикане.

Предания об убрусе, чудотворном льняном уборе, попавшем к женщине по имени Вереника (впоследствии, Вероника), что страдала кровотечением и была исцелена Иисусом, в VI в. послужили основой для появления нерукотворного образа Спасителя. В XIII в. вдруг рождается легенда, согласно которой лик Христа возник на холсте сам собой — в тот момент, когда Вереника/Вероника встретила Христа, несущего крест, и вытерла Ему с лица пот и кровь. Ныне этот платок находится в церкви Св. Петра в Риме.

Сходную историю о происхождении образа изложил знаменитый туринец Граблиннен. И по его версии лик Христа запечатлелся навеки на полотне в результате прикосновения. Ученые в 1988 г. пришли к выводу, что изображение — средневековая подделка.

Самыми распространенными сверхъестественными феноменами в христианстве являются видения Девы Марии, Христа и святых. Служители церкви сегодня придерживаются единой позиции по этому вопросу: такие факты следует считать видениями или внушениями, а не настоящими явлениями святых личностей.

В видениях христианских провидцев постоянно фигурируют ангелы и библейские персонажи. Они встречаются с Иисусом, Иосифом, Иоанном Крестителем или со Святым Духом, иногда в виде символического образа. Существует несколько видений Богоматери, получивших в христианском мире особую известность, например, в Гвадалупе (Мексика, 1531 г.), Лурде (Франция, 1858 г.), Фатиме (Португалия, 1917 г.). Только с 1930 г. такие явления были замечены более чем в 200 местах земного шара. Речь идет только о тех случаях, о которых сообщалось в средствах массовой информации.

Первые письменные известия о видениях Богородицы относятся к XI в. Наиболее известный случай напоминает чудо из Лорето: крупная землевладелица по имени Ричелдис в 1061 г. в местечке Литтл Волсингем, графство Норфолк, Англия, три раза лицезрела Деву Марию, причем в Назарете, в доме, где вырос Иисус. Видение потребовало от женщины, чтобы она воспроизвела у себя в Волсингеме этот дом по памяти и даже сообщило ей точные размеры строения. Ричелдис последовала распоряжению Владычицы, однако дом получился совершенно не в палестинском стиле тысячелетней давности, зато был очень похож на норфолкские жилища XI в. Волсингем и сейчас служит местом почитания Богородицы, куда стекаются тысячи паломников.

Видения Богородицы, пережитые 27-летним крещеным ацтеком Хуаном Диего в декабре 1531 г. у подножья горы Тепейак, севернее Мехико, также содержали местные колоритные детали. Дева Мария предстала 14-летней мексиканкой, увенчанной лучезарной короной. Видение произошло на месте, где в прошлом стоял ацтекский храм богини-матери. По повелению Девы Марии Хуан обратился к епископу Зумаррага с просьбой воздвигнуть в ее честь церковь, но тот захотел в доказательство узреть чудо. При следующем видении Хуан упросил Деву Марию даровать какое-либо чудо и уже на следующий день смог сообщить клирику, что его смертельно больной дядя исцелен «святой Марией Гвадалупской», как себя назвала явившаяся Дева. Церковь была построена, и сегодня Гвадалупа является важнейшим объектом паломничества.

Другое видении Девы Марии произошло в Париже в 1830 г. и породило далеко идущие последствия для всего католического мира. Лицезреть Богородицу сподобилась дочь крестьянина Катерина Лабуре, родившаяся в 1806 г. Еще ребенком она поражала окружающих своей набожностью. В 1830 г. Катерина поступила в монастырь сестер милосердия, что на улице Дюба в Париже. От ее подруг стало известно, что Катерина страстно желала когда-нибудь увидеть Деву Марию и что она постоянно просила об этом в молитве своего ангела хранителя, святого Винсенса. Наконец молитва была услышана. Катерине привиделось сияющее сердце св. Винсенса, которое парило в воздухе над ракой с его святыми мощами.

Чудо — в доказательство

Чудо совершилось вечером 18 июля 1830 г. Ангел, которому Катерина молилась с детства, призвал девушку в монастырскую капеллу, где ей через час, ровно в полночь, явилась Богоматерь. Одетая в белое, светящаяся фигура пророчествовала на различные темы, в том числе предсказала архиепископу парижскому насильственную смерть, которая действительно последовала вс время беспорядков 1870—1871 гг.

В следующий раз, 27 ноября Богородица явилась Катерине в светящемся овале. Вокруг ее туловища обвивалась лента со словами: «О, непорочная Дева Мария, принявшая Тебя (Господа нашего), моли Бога о нас, ибо ты наше прибежище». Дева велела Катерине, чтобы по ее образу была отчеканена медаль. «Всякий, кто ее будет носить, — добавила она, — сподобится великой милости...» После чего Катерина увидела у нее на спине большую букву «М» с поперечной полосой и крестом над ней. Внизу появились два сердца — Девы Марии и Иисуса. Одно из них пронзал меч, другое было увенчано терновым венцом.

«Чудесная медаль» приобрела важное значение для последующих видений Пресвятой Девы. Мария Гвадалупская выглядела как простая мексиканская девушка. Благодаря медали, сразу получившей всеобщую известность, сложился архетипический образ лика Богородицы, от которого уже не отступали. В этой связи следует упомянуть об исключениях из правила. Среди них наибольшую известность приобрели явления во французском местечке Понтмен 17 января 1871 г. Там Дева Мария явилась пятерым детям местных крестьян — 12-летнему Евгению Барбадетту, его брату Иосифу, который подошел чуть позже, 9-летней Жанне-Марии Лебосс, 11-летней Франсуазе Ришер и страдавшей тяжелым недугом 6-летней Евгении Фрито. Дети были единодушны в подробном описании Богородицы, а вот многочисленные присутствовавшие там взрослые ничего не увидели. Явившаяся детям Пресвятая Дева во многом была похожа на ту, что изображена на «чудесной медали», однако от взрослых не укрылось, что ее лицо и даже манера говорить весьма напоминали сестру Виталину, монашку, руководившую сельской школой. Но что заслуживает внимания более всего, так это манера изъясняться: Дева Мария не произносила слова, а неторопливо выводила невидимой рукой золотые буквы на полотняной ленте.

Чудо произошло во время франко-германской войны и в тот день, когда немецкие войска, не знавшие доселе поражения, остановились недалеко от Понтмена. Последующая реконструкция события показала, что немецкие войска прекратили марш точно в час видения. Командовавший соединением прусский генерал Шмидт мотивировал свой логически необъяснимый приказ об отходе следующими словами: «Мы не могли продвигаться дальше. По ту сторону линии фронта в направлении Бретани нам преградила путь невидимая Мадонна». Признание генерала, конечно же, можно приписать легенде, но отступление произошло на самом деле.

Общение различных людей с Девой Марией в большинстве случаев носило индивидуальный характер, но имело непосредственное отношение к реалиям жизни. Это особенно хорошо иллюстрируют события, разыгравшиеся во французском местечке Ла Салетт. 17 сентября 1846 г. Пресвятая Дева явилась двум детям, 15-летней Меланье Матье и 11-летнему Максимину Жирольду, происходившим из самых нижних социальных слоев и не получавших религиозного воспитания. Дева Мария предстала перед детьми на лугу среди пасущихся овечек в ореоле света. Поначалу дети отнеслись к чуду скорее с недоверием. По восстановленной картине, Максимин якобы в тот момент сказал Меланье: «Не выпускай палку из рук. Если оно нам что-либо сделает, то я его ударю». Однако светлому образу скоро удалось расположить к себе детские сердца, и через два дня Мария вновь предстала перед ними, заговорив сперва на французском, но потом, когда выяснилось, что дети с трудом понимают ее речь, перешла на местный диалект.

На этом наречии Дева Мария сделал пророчество: «Если имеете зерно, не кидайте его в землю. Все, что вы посеете, съедят насекомые. Колосья превратятся в пыль, когда вы начнете их жать. Ждите великого голода. Прежде, чем он начнется, всех детей в возрасте до семи лет поразит трясучая лихорадка, и они будут умирать на руках тех, кто их растил; голод всех приведет к покаянию. Грецкий орех испортится, виноград сгниет. Если люди все же обратятся к Богу, то камни и скалы обратятся в горы пшеницы, а картофель сам прорастет на полях».

Меланья после случившегося настойчиво, но, правда, безуспешно в течение нескольких лет старалась вступить в монашеский орден и впоследствии самовольно присвоила себе имя «сестры Марии св. Креста, жертвы Иисусовой». А спустя некоторое время странные пророчества сбылись по всем основным пунктам: в декабре в этом департаменте не уродился картофель, а филлоксера уничтожила урожай винограда. Эпидемия холеры поразила маленьких детей, которые, умирая, бились в судорогах. Орехов было собрано ничтожно мало. Единственное слабое место в этой истории: мрачный прогноз был записан лишь в 1854 г., значительно позже своего фактического подтверждения.

Пророчества, как правило, сопровождают видения Богородицы. Случай в португальском городке Фатима не стал исключением. Здесь в 1916 г. крестьянским детям Лусии Сантуш (род. 22 марта 1907 г.), ее двоюродному брату Франсишку Мар-то (род. 11 марта 1910 г.) и двоюродной сестре Жасинте Марто (род. 11 марта 1910 г.) трижды являлся ангел, который научил их молитвам, а в 1917 г. с мая по октябрь они лицезрели Пресвятую Деву (обычно видения происходили 13 числа каждого месяца. Исключением стал август, когда видение пришлось на 19-е). В июне Дева Мария объявила: «Война (Первая мировая) скоро закончится. Но если люди не прекратят оскорблять Бога, то разразится другая, еще более страшная».

Лусия, ставшая в 1925 г. монашкой, созналась, что Небесная Дева открыла детям три тайны, две из которых они «с благословения небес» обнародовали в 1940 г. Первой тайной стало видение ада. За ним последовали предсказания, что Россия попытается распространить свои заблуждения на весь мир, и это приведет к войнам и гонениям на церковь. Однако под конец Россия все же обратится к Богу, и наступит мир. Вторая тайна касалась почитания «пренепорочного сердца Марии». И, наконец, третья предназначалась Ватикану (должна быть оглашена не ранее 1960?). Возможно, что это своего рода предсказание о конце света. Кроме того, Дева Мария предсказала раннюю смерть Франсишка и Жасинты, которые действительно умерли в 1919 и 1920 гг., — мальчик от гриппа, его сестра от плеврита.

Явление в Фатиме отличается от прочих видений Богоматери тем, что Святая Дева возвестила чудо 13 сентября 1917 г., «дабы все уверовали». Но то, что произошло 13 октября в присутствии 70 000 свидетелей, в самом деле можно назвать удивительным феноменом, которому до сих пор не найдено объяснения. Впоследствии оно было названо Фатимским чудом с солнцем или солнечным танцем.

Крупная лиссабонская газета «О Диа», суммируя показания, писала: «Примерно в час дня дождь прекратился. С жемчужно-серого неба на широкий скупой ландшафт падал удивительный свет. Солнце окружала прозрачная газовая пелена, так что люди могли смотреть на него беспрепятственно. Едва разошлись облака, серый небесный перламутр преобразился в серебристое сияние, и солнечный диск, одетый в такую же серебристую вуаль, начал вертеться и танцевать. Собравшиеся невольно закричали и бросились на колени прямо в грязь. С неба изливалось чудесное голубоватое сияние. Казалось, свет проходил через яркие витражи кафедрального собора. Стоявшие на коленях люди растворились в потоке лучей. Потихоньку голубой оттенок начал выцветать и сменился на золотистый, как будто свет проникал через желтое стекло... Люди плакали и молились, обнажив головы. То было чудо, которого они ждали».

Осталось добавить, что ни одна обсерватория мира не зафиксировала в тот день никаких отклонений от нормы. Достоин упоминания случай, когда в Пасхальное воскресенье 1982 г. во французском городе Ла Талодьер перед домом 15-летней Блондин Пиге, видевшей Богоматерь, собралось от 3000 до 5000 человек. Среди них также нашлись такие, кто видел, как светило вертелось само по себе. Некоторые утверждали, что видели на солнечном диске крест. Затем цвет солнца стал меняться от фиолетового до красного и зеленого. Правда, в последующие дни около 30 человек обратились к врачу с повреждениями зрения.

Световые феномены иной природы, нежели в Фатиме, но также связанные с явлениями Пресвятой Девы, неоднократно наблюдались с 1968 по 1971 г. в Зейтуне близ Каира. Миллионы людей видели Деву Марию, было собрано около 100 письменных свидетельств и сделано несколько фотоснимков. Богородица показалась на крыше собора Св. Марии, принадлежащего Коптской церкви. Подле креста свидетели заметили женскую фигуру, как бы сотканную из света, которая, казалось, молчаливо застыла в коленопреклоненной молитве. Вокруг ее головы кружились светящиеся птицы, возможно, голуби. Временами светящаяся фигура поднималась, делала шаг и воздевала руки будто для благословения или делала знаки. В отдельных случаях она держала на руках младенца. Удивительно, что явления Богородицы в Зейтуне не получили широкой известности за пределами Коптской церкви, возглавляемой коптским папой Кириллом VI.

Мы смогли рассказать лишь о немногих видениях Богоматери, однако все явления такого рода сопровождались приблизительно одними и теми же типичными феноменами. При этом мы сознательно опустили примеры так называемых чудесных исцелений от болезней различной тяжести, как это, к примеру, было в Лурде. На то есть две причины... Являясь, Дева Мария сама никогда не излечивала недужных, за исключением дяди ацтекского юноши в Гвадалупе, и подобные просьбы и молитвы неизменно игнорировала или же отклоняла. Сообщения о чудесных исцелениях позже разоблачались как преднамеренные надувательства, и эти случаи следует отнести к разряду самовнушений.